и спускаемся мы с покоренных вершин
и спускаемся
вниз
с
покоренных вершин
А что было дальше? А дальше Сашка улетел с гребня по 70
градусному склону. Первый же удар о склон выбил из его рук ледоруб. Спас ситуацию
его лучший друг Стас, который как положено ухнул в другую сторону гребня
Курумкол. Все отделались испугом и опытом, а Саня еще и ушибом.
Затрудняюсь понять, как учиться спуску, но учиться надо. Считается, что большинство
несчастных случаев происходит при спуске. Вершину покорили и скорее вниз. Вроде
все - можно расслабиться. Вот это расслабится и есть первый враг безопасности. При
этом мы хотим спуститься именно сегодня и
работаем даже в темноте. Начинается
спешка. Часто мы заранее и не готовим тактику спуска. В темноте спускаемся без ориентиров и описания опасных
участков. Движение вниз обычно начинается в обед или к вечеру, как раз когда оживают лавины, а камни летят
вниз все чаще и чаще.
Во второй
половине дня силы постепенно оставляют людей. Постепенно падает бдительность и
внимание к страховке. Переход работы с
подъема на спуск так же таит опасность.
На спуске не должно быть расслабления. Нужно принять меры
безопасности от срывов, камнепадов и лавин. При спуске идущий последним (№6) несет
особую ответственность – он должен иметь запас сил, снаряжения и при этом не сбрасывать
камни на команду.
Вообще спешка на спуске – гонка в
лагерь это проявление тактической безграмотности. При СПУСКЕ нужна повышенная
психологическая настороженность и концентрация
внимания. Вот каким образом этого добиваться не знаю. Иногда чувствую себя
назойливым комаром – кровососом от
которого все отмахиваются.