ной жизнью, на целое тысячелетие замкнулась она в непроходимых горах от
всего света. По миру прокатывались войны, менялись общественные формации;
перемещались целые народы, исчезали одни государства и возникали другие, а
Верхняя Сванетия жила своей жизнью, тут ничего не менялось. Как стояли башни,
так и стоят, как была страна свободной от власти и гнета князей и царей, так и
осталась свободной, управляемой самим народом. Долго все оставалось по-старому,
очень долго. Тем заметнее, разительнее перемены, происшедшие здесь в последние
десятилетия, за годы Советской власти.
Старики согласятся со мной, если я скажу, что за последние 30—40 лет в
Сванетии произошли гораздо большие перемены, чем за прошедшие 300—400 лег
Особенно они стали заметны после проведения автомобильной дороги. Всеобщее
образование, поликлиники и больницы, радио, автомобили, кино, телефон,
магазины, самолеты, которые водят сами сваны,—кто из стариков знал или хотя бы
слышал обо всем этом сорок лет назад? Жизнь меняется очень быстро, и чем
дальше, тем быстрее. Надо не только поспевать за ней, но и уметь смотреть
вперед.
В чем будущее Верхней Сванетии? Разные могут быть взгляды и суждения по
этому поводу. Разрешите мне высказать свое мнение. Может быть, мысли эти не
очень-то и глубоки и я недостаточно знаю Сванетию, ибо, хоть я и объехал и
обошел всю страну, побывал в каждом обществе и в каждом ущелье, все-таки я не
родился и не прожил здесь всю жизнь. Мне представляется ее будущее в развитии
туризма и горного спорта.
Здесь не станут строить заводов и фабрик: нет для этого ни достаточного
количества сырья, ни железной дороги или других дешевых путей сообщения для
завоза сырья и вывоза готовой продукции. Трудно наладить в маленькой горной
стране и интенсивное сельское хозяйство. Зато мы обладаем другими ценностями,
уникальными ценностями, настоящим кладом, который пока зарыт в наших горах, мы
его почти не используем. Я говорю о красоте природы Верхней Сванетии, ее горах,
солнце и снегах, о замечательных памятниках истории и культуры Грузии.
Давайте вспомним, что говорил по этому поводу первый председатель исполкома
Сванетии Сильвестр Навериани. Он говорил так: «Запомните: будущее Сванетии в
переходе на скотоводство, в молочном хозяйстве, н развитии туризма, в
устройстве курортов, бальнеологических станции». Тогда не было еще альпинизма и
горных лыж, как спорта. Навериани говорил «туризм» и «курорт». Мудрый был
человек, умел смотреть вперед.
Давайте немного пофантазируем, перенесемся еще на 30—40 лет вперед.
Представьте себе Местию или Ушгули в том виде, в каком они стоят сейчас. Только
древние башни и старинные дома отремонтированы, реставрированы умелыми
мастерами под руководством ученых. Селения выглядят так, как они выглядели
тысячу лет назад, в Х веке. Это музей древней сванской культуры,
историко-этнографический заповедник. По нему ходят люди, говорящие на самых
разных языках—на русском, английском, грузинском, французском, узбекском,
итальянском, японском... Их водят экскурсоводы, одетые в национальные сванские
костюмы,—ваши дети, получившие образование в университетах и ставшие знатоками
истории и культуры своей страны.
Неподалеку от селений-музеев стоят современные, благоустроенные дома—новые
Местии и Ушгули. Они построены и оборудованы так, как хотелось бы самим сванам,
жителям этих селений. Отопление в них и кухни электрические.
На склонах гор разместились большие и красивые отели для туристов,
гостиницы для спортсменов—альпинистов и горнолыжников. Вечерами они, так же как
и новые сванские селения, светятся тысячами огней, ведь гидроэнергоресурсы наши
неисчерпаемы.
Снизу вверх повсюду тянутся нити подъемников с нанизанными на них
разноцветными бусинками лыжников. Их приезжает сюда тысячи, тут можно увидеть и
знаменитых на весь мир мастеров, и новичков, впервые вставших на лыжи. Ибо
здесь проводятся и крупные соревнования, и работает школа по начальному обучению
горнолыжной техники. А к вершинам Ушбы, Чатына, Тетнульда, Мазери идут
приехавшие со всех концов света альпинисты. Тоже мастера и новички, первый раз
попавшие в горы.
Начинающие лыжники и альпинисты
обучаются на спортивных базах инструкторами-сванами искусству
передвижения в горах. Инструкторов нужно много, и они должны быть не только
настоящими мастерами своего дела, но и людьми высокой культуры. Поэтому они
учатся в институтах и проходят обучение в специальной школе по подготовке
инструкторов горного спорта. Школа эта находится здесь же, в Местии.
Вы скажете, это сказка. Просто красивая сказка. Может быть я и
нафантазировал немного, не без того, но я глубоко уверен, что так должно быть и
когда-нибудь так будет.
Развитие в Верхней Сванетии туризма и горного спорта послужит рычагом для
стремительного повышения культуры нашего народа, даст занятость населению
страны, прославит еще больше сванов как спортсменов. Наступи'! возрождение
былой славы этого замечательного уголка Грузии. Пустые и запущенные башни и
замки, старинные фрески на стенах наших церквей и созданные много столетий
назад руками предков чеканные иконы, оружие, предметы быта получат вторую
жизнь, как бы проснутся от тысячелетней спячки. Они станут гордостью не только
сванов, но и всех людей нашей большой многонациональной страны. Так же, как в
Самарканд и Бухару, в Кнжи и Суздаль, в Таллин и Вильнюс, сюда потянутся люди,
чтобы поклониться древней культуре маленького народа.
Вот послушайте, что пишет в сегодняшней газете журналист Песков. Я взял в
руки «Комсомольскую правду» от 54 июля 1968 года и прочел: «Ощущение прошлого в
прямой связи с тем, что тебя окружает, с тем, что тебя касается в жизни, всегда
давало людям уверенность в будущем, давало человеку необходимое равновесие в
размышлениях о смысле жизни и своем месте в ней.
...Узнавание всего прекрасного, что оставили жившие до тебя, оставляет у
любого человека ощущение и твоей нужности на земле. Это великое, необходимое
людям чувство». Эти слова сказаны о старинном русском городе Ростове Великом,
но они в такси же степени применимы к сванским башням — ровесницам самых
древних ростовских церквей.
Допустим на минутку, что всего этого не будет или случится очень не скоро.
Все равно мы должны пенить и охранять памятники нашего славного прошлого. Много
ли я прожил в этот раз вместе с вами? Пустяк. А при мне па днях рухнула башня в
центре Местии. Фрешфельд сто лет назад насчитал в Местии 70 башен, а в
Ушгуле—до 50. В 1938 году в Местии их было около 50, а в Ушгуле 35. Посчитайте,
сколько башен осталось теперь! С тех пор как я стал здесь бывать, выросло много
новых домов и разрушено немало старых. Правильно, новые дома надо
строить. Но не следует ли при этом архитекторам и властям заботиться и о
том, чтобы старинные сванские архитектурные ансамбли сохранялись в своем
первозданном виде? Стоит ли загромождать их новыми застройками или разбирать на
камни для строительства? Разве места мало или не хватает камней в горах? Будет
очень печально, например, если опустеет старинный сванский дом Никалоза и Сары
Хергиани, но если при этом его развалят на камни, то это уже будет
преступлением. Преступлением перед народом, перед его историей. В этом доме
должен быть организован музей старинного сванского быта. И немедленно, сейчас
же! Он уже фактически является музеем. Спросите у Никалозы и Сары, сколько
туристов побывают у них за одно лето? И экскурсоводы здесь есть, хозяева дома
много знают и умеют.
Стоит вопрос об изготовлении сванских сувениров. Но они нужны уже сегодня.
Надо создавать артель, предприятия, мастерские по изготовлению предметов
сванской национальной одежды, искусства и старинного быта. Одними
шапочками-сванками здесь не обойдешься. Нужны настоящие сванские пояса,
кинжалы, газыри, осары, капы, чафлары, заткаралы и ремешки к ним; нужны
предметы сванского искусства: чеканка, резное дерево; нужна сванская посуда. Не
набившие оскомину рога для вина с цепочками, а настоящие местные, сванские
изделия. Вы лучше меня знаете, что именно изготовлять в такой мастерской. У нас
есть талантливый, замечательный художник Леван Хаджилани. Уж он-то сумеет
разобраться в этом деле. Я говорю о будущем, а изготовление сванских сувениров
и национальных вещей давно уже стало потребностью сегодняшнего дня.
Заботясь о наших детях, нам следует приложить усилия для сохранения народного
фольклора—сванских песен, плясок, хороводов, игр и праздников. Я испытываю
глубокую признательность к учительнице из Кали Екатерине Хардзиани, собравшей
часть старинных сванских песен. Не зная сванского языка, трудно собрать
произведения устного народного
творчества Верхней Сванетии.
Почему бы кому-то из молодых, энергичных и образованных людей Сванетии не
составить как можно более подробного сборника песен, легенд и обрядов? С записью музыки в нотах и с описанием игр и
хороводов? Как это было бы интересно! И важно. Ведь если мы не сделаем этого
сегодня, через десять—двадцать лет такое станет невозможным, многое старики
навсегда унесут с собой.
Любят говорить, что у сванов живы еще некоторые родовые пережитки. А что
такое род? Это совокупность семей, коллективные обычаи и традиции, коллективная
ответственность.
Некоторые черты родовых отношений в наше время, оказывается, прекрасно
уживаются с советской моралью. Когда у нас говорят: «Человек без роду и
племени»,—это значит, человек без дела, без определенных принципов,
никчемный человек. Справедливая
пословица, вот только когда начинаешь ее понимать.
Природа создала Верхнюю Сванетию для горного спорта. Альпинизм и особенно
горные лыжи в последние годы стремительно завоевывают весь мир. Знаменитый пляж
Лазурного берега во Франции оскудел, люди едут отдыхать в горы, к солнцу,
снегу. В Японии, например, увлечение горными лыжами называют национальным
бедствием, там теперь чуть ли не каждый четвертый—горнолыжник. А посмотрите,
что делается в Москве. Всего несколько лет назад в метро и на вокзалах редко
можно было заметить горные лыжи. Теперь же в выходные дни поезда осаждают
тысячи горнолыжников. Все они мечтают о настоящих горах. Пока еще у нас плохо
обстоит дело с базами для горного спорта. Люди согласны спать на полу, ночевать
в морозы на сеновалах, питаться чем придется, только бы получить свою дозу
горного солнца и снега. Но не может же так продолжаться вечно, общие
устремления людей всегда рано или поздно пробивают любые стены. Строятся
спортивные комплексы на Эльбрусе и в Домбае, намечаются подобные строительства
в Архызе и Гаграх. В ближайшие годы намечено построить по всей стране—от
Кольского полуострова до Камчатки—более 170 канатных дорог и подъемников для
горнолыжников. Дойдет очередь и до Сванетии. Одна турбаза уже работает в
Местии, другая строится. Сванетии нужна своя школа альпинизма и горных
лыж. Мы имеем замечательных спортсменов—
Иосифа и Джумбера Кахиани, Шалико Маргиани, Гиви Цередиани, Бориса Гварлиани...
Их много, и они с успехом могут выполнить роль учителей и наставников молодых
инструкторов—альпинистов и горнолыжников. Их учениками обязательно должны быть
люди образованные, культурные, чтобы по своим знаниям, культуре и поведению они
не стояли ниже приехавших учиться к ним из других городов страны спортсменов.
Возглавить школу обязан Миша, спортсмен с мировым именем.
Все это уже не сказка, а ближайшая перспектива. Скорейшее осуществление ее
зависит от нас с вами. Мне хотелось бы сказать еще многое, но совестно
злоупотреблять вашим вниманием. А сейчас я благодарю вас, всех сванов, за
доброту, за сванское гостеприимство, за то, что вы все так любите историю своей
родины и так бережно относитесь к сохранению традиций и памятников своей
культуры!
За то, чтоб так было всегда!
За будущее Сванетии!
Местиа — Москва 1969
|