Туристический клуб МКС
Главная » Файлы » Мои файлы

Большая Белая Двухглавая Гора
[ ] 29.04.2010, 16:48

Кавказ превосходные и очень красивые горы! Но затмевает эту красоту самая высшая и самая желанная точка – Эльбрус.

Все знают эту гору именно под этим именем, но нам удалось выяснить настоящее (на местном языке) – Хошхомаши!!!

Наверно, каждый кто приезжал на Кавказ, как турист задавался целью покорить Эльбрус – высшую точку Кавказа – Большую Белую Двуглавую Гору, которая манит к себе своими снежными вершинами. Так она заманила и нас.

Восхождение на Хошхомаши длится от 2 до 14 дней, это зависит от физической подготовки, высотной адаптации (что очень важно) и конечно же, погоды, которая меняется в горах по несколько раз в день! «Погода на Эльбрусе такая же изменчивая как настроение женщины!» - слова одного из участников нашей экспедиции. И это на самом деле так и есть.

Утром 9 сентября, когда мы только приближались к Эльбрусу, было заметно что погода над Белой Горой очень изменилась – вершин не было совсем видно – на них зацепилась шапка серых туч! Это нас очень насторожило, так как до этого дня, погода была хорошей. Но зная о изменчивости, мы надеялись на благосклонность Гор к нам.

За этот день нам удалось  доехать к подножью горы, потом мы поднялись на одном из подъемников – он представляет собой вагончик, что двигается на канате подвешенном в воздухе на высоких опорах. Как только мы сели в подъемник начался сильный дождь с градом и сильным ветром. Погода все стремилась сломить в нас желание подняться и покорить кавказские высоты.

Какие красивые виды открываются когда поднимаешься выше, да и еще так необычно, как будто взлетаешь. Через окно вагончика можно увидеть как меняется природа с высотой, даже не смотря на то, что за окном темное небо, град и все это усиливается с каждой минутой. Какие красивые водопады стекают вниз, как все начинает пахнуть совершенно новой свежестью – после дождя.

Когда мы поднимались на втором подъемнике, погода становилась все хуже и хуже, начал слышаться гром и виднеться, далеко, ненадолго выглядывающая из-за гор, молния.

Мы вышли из вагончика на «станцию Мир» - так называется конечное остановка второго подъемника – высота там достигает 3,5 км над уровнем моря. Решением руководителя было остановка на этой высоте и ночевка: во-первых погода не позволяла идти дальше, уже опустился туман (был еще один подъемник, как для лыжников, из одного стульчика для каждого человека, но он был закрыт из-за погодных условий), а во-вторых – нужно было адаптироваться к такой высоте. Если нету адаптации – начинается горная болезнь, с которой можно подниматься выше но очень сложно.

Ночевали мы на улице в палатках за каменной стеной «станции Мир». Такой ночевки не пожелаешь никому – всю ночь ветер пытался снести наши палатки, постоянно казалось, что еще немножко и ты улетишь как порошинка. Все время грохотали металлические элементы станции.

С самого утра, 10 сентября, начался снежный град и уже через 10 минут все покрылось толстым слоем снега. Как-то необычно себя ощущаешь когда только началась осень, а уже снег и температура как суровой зимой. Перед тем как выйти с палатки надо было одевать все теплые вещи на себя, но самое неприятное – обуваться в замерзшие ботинки.

И опять ничего не видно. Переждав пару часов, пока утихнет снегопад, мы решили идти дальше, не смотря на общее ухудшение погоды.

Собрав рюкзак, одевшись потеплее мы вышли в «путь». Дорога просматривалась очень плохо, через 3-4 метра ничего не было видно, только иногда прояснялось и можно было увидеть наш пункт назначения – остановка «Бочки» на высоте 3,8 км. Разница между станциями всего 300 метров над уровнем моря, а из-за сильного ветра и снега мы шли очень долго и медленно. Очень сложно идти против ветра или когда он дует в бок и сбивает с ног, и как раз здесь помогает тяжелый рюкзак, который придает тебе устойчивости своим весом. Правда, если упасть с таким рюкзаком – очень сложно подняться.

Дойдя до станции «Бочки», мы встретили группы, которые спускались вниз по причинам непогоды, а мы, все равно, стремились подняться вверх. Немного отдохнув, мы возобнавили движение. Но Эльбрус решил показать свою мощь и непокорность человеку. Он «порадовал» нас более сильным градом, снегом и особенно ветром. И нам пришлось при подъеме в непросматривоемой стене снега искать убежище для отсидки. По дороге мы встретили еще одну группу которая подсказала где можно остановиться и что лучше в такую погоду дальше не идти, так как по дороге мы могли наткнуться на трещину.

Решив не рисковать и подчиниться воле Белой Горы мы свернули на пристанище в бочку – большую, дырявую бочку, но так защищающую нас от прихоти природы. Эта бочка послужила прибежищем не одной группе туристов, это точно. Дно у нее было выложено досками, дырки, по возможности, залатаны какой-то тканью. Вот через одну из таких дырок влезли и мы. Когда при такой погоде идешь и находишь дырявое, но убежищу, очень радуешься!

В этом приюте мы установили палатки и переночевали. Когда ночуешь первый раз в бочке или вагончике то кажется, что и они не выдержат такого сильного ветра, и их снесет. Но потом привыкаешь.

На следующее утро погода изменилась. Когда мы проснулись и вылезли из бочки, открылся неймоверно красивый вид – белые вершины Эльбруса сверкали в лучах восходившего солнца, а на против, его приветствовал главный кавказский хребет, со своими могучими вершинами и перевалами. Уже можно было различить и Ушбу и Шхельду и Джантуган и много других красот.

Как не удевительно, но Хошхомаши, первоначально испытал неше желание взайти на него, и убедившись в истинном стремлении, открылся перед нами и манил к себе белоснежными склонами и пиками вершин.

Продолжалась адаптация к высоте. И не смотря на то, что погода улучшилась, решением руководителя было оставить базовый лагерь в бочьке на высоте 3,950 км, а самим совершить разведочный и адаптационный выход выше и ближе к цели – к вершине Эльбруса.

Мы собрались, взяли теплые вещи, еду для перекуса, ледорубы, трекинговые палки и пошли на разведку. Все остальные вещи остались в бочке без присмотра – туристы их все равно не заберут, знают что люди вернутся (они сами были или будут в таком положении).

К высоте привыкаешь не легко, и там все по другому – чувствуешь себя тяжелее, реагируешь на ситуацию по другому, идти сложнее – темп уменьшается.

Мы добрались до места которое называется «Приют одиннадцати» - это промежуточная стоянка для туристов решивших взойти на Эльбрус.

Рядом со старым, сгоревшим приютом построили новый, а его купол из далека напоминает большую палатку синего цвета – хороший ориентир из далека. Приют находится на высоте 4,1 км над уровнем моря. Разместившись на одной из лавочек, что находится рядом, мы перекусили, немного привыкли к этой высоте и пошли дальше. Мы зашли на скальную гряду (полоса скал, возвышающаяся дальше к вершинам где-то на метров 500), где находились домики спасателей. «Домики спасателей» - это громко сказано, так как один из 2-х был сделан из кабины кукурузника, с множеством элюминаторов и сожителем Александром Петровичем, точнее живущей там мышкой (про имя мы узнали по подписям на стенах кабины). Второй «домик» был поуютнее и без живности. На тот момент там никого не было. Мы присмотрелись, с надеждой, что когда сюда поднимимся с вещами в следующий раз для нас найдется в них убежище.

Наш путь продолжался выше. Дойдя почти до конца скальной гряды склон оказался весь во льду, а так как мы не взяли с собой кошки (не собирались подниматься высоко), свернули назад. На этот день наша высотная адаптация закончилась. Мы возвращались в базовый лагерь в бочку для восстановления и подготовки к перемещению базового лагеря выше, по соседству к местной живности – мыши Александру Петровичу.

Вторую ночь мы ночевали в той же бочке, с огромным окном на горы и ледниками.

На следующий день мы собрали все вещи и направлялись к новому месту лагеря – высоте 4,2 км. Придя на место назначения мы обнаружили, что одно из жилищь занят, и нам достался приют который мы делили с соседом – мышью. Но это нас не разочеровало так как наша цель была близка, а такие мелочи по сравнению с ней ничто.

Возле домиков спасателей находилась лавочка из двух небольших бревен с красивым видом на Кавказский хребет. На ней мы отдыхали, не только физически но и, главным образом, душевно. Не часто в жизни бывают моменты, что можешь вдохнуть свежий чистый горный воздух, расслабиться на самодельной лавочке да и еще с таким видом – Кавказ как на ладони, а под ногами в дали виден огромный ледник с множеством трещин.

В этот же день мы совершили акклиматизационный выход на скалы Пастухова и немного вышли на Зеркало – так называются отдельные участки Эльбруса. С каждым метром вверх становилось тяжелее. У кого-то начинается повышаться чувствительность сердца, у кого-то - болеть колени, у кого-то - болеть голова, кто-то вообще себя плохо чувствует. Но мы все идем, идем и идем.

У каждого есть свой порог высоты – когда человек себя чувствует плохо, а потом хорошо или на оборот. Бывало даже такое, что несколько метров проходишь и они даются тебе с усилием, а потом идешь легко и непринужденно, через какоето расстояние опять тяжело и наступает момент, высота, когда уже перестают быть переходы и самочувствие стабилизируется.

Спрятавшись в камнях мы перекусываем, привыкаем. Пытаемся сфоторгафировать открывшийся, по новому, вид. Дует сильнейший ветер – очень сложно сфокусировать фотоаппарат, он медленнее стал реагировать. Замерзает, хоть и держишь его под одеждой, ближе к телу.

Отдохнув 45 минут, немного придя в себя мы пошли дальше, но не все себя чувствовали хорошо, не полностью привыкли к высоте, и мы пройдя всего метров 250 от стоянки решили спускаться все вместе вниз.

Подъем очень тяжелый, но спуск хоть и легче, но намного опаснее. На спуске несчастных случаем случается гораздо больше чем на подъеме. И мы начали окуратно спускаться. В кошках и с трекинговыми палками на значительном наклоне ледника, при спуске, чувствуешь себя не очень комфортно. Но на это обращаешь меньше внимания чем на пейзаж находящийся вокруг тебя: впереди главный кавказский хребет, сзади вершины Хошхомаши.

И зная на сколько здесь переменчива погода, не зная, что будет завтра, мысленно благодаришь Эльбрус за приветливость, за то что принял нас к себе, хоть пока и не на саму вершину, но все равно, подпустил так близко. И просишь погоду, чтобы она была благосклонна и подарила нам еще несколько дней солнца и чистого неба для восхождения, для достижения вершины вершин Кавказа – «Большой Белой Двуглавой Горы».

На сегодня наше восхождение закончилось. Мы вернулись в лагерь, поели и сели на лавочку с чашкой чая в руках, печеньем и видом, как будто с картины, погрузившихся в дымку гор. Молчание в горах прекрасно. Ни где больше не услышишь такой тишины. Не увидишь такой красоты гор, и парящих соколов над головой.

Но долго молчать не получается – надо обсудить планы на следующий день.

Был обеденный час и пора уже было спускаться – в это время начинает меняться погода.

Наверно, так Эльбрус приказывает запомнить его в памяти, Пора было спускаться. Погода портилась на глазах.

с памятью о увиденном, мы благополучно спустились в лагерь.

Как не хотелось возвращаться домой! Как хотелось еще остаться. Пора!

Но это останется с нами на всегда и в мыслях и в душе.